Ростовская финифть – живопись по эмали, выполненная в Ростове.
На Русь эмаль пришла из Византии и до конца XVIIв. она называлась финифтью. Слово «финифть» происходит от греческого «фингитис», что переводится как «сплав». Эмаль – слово французское.
Цветные эмали с древности использовали ювелиры при работе с золотом и серебром. Эмаль практически вечно хранит первоначальные яркость и блеск, поэтому и ее всегда называли драгоценной.
В Ростове в основу искусства финифти легло не ювелирное, а иконописное дело. Большое значение имело наличие в древнем городе иконописцев, способных воспринять работу новыми материалами в миниатюрной технике.
Миниатюра на эмали использовалась в составе ювелирного ансамбля на окладе Евангелия или напрестольного креста, чаше потира или митре и т.д. Ростов был центром крупной епархии. Наличие своих (домовых) эмальеров, значительно удешевляло процесс изготовления и ремонта церковной утвари в мастерских Ростовского архиерейского дома.
Самые ранние упоминания о работающем в городе финифтяных дел мастере Сергее Кучерове, относятся к 1761г. В архиерейском доме существовала иконописная мастерская, где работал финифтяных дел мастер Гавриил Елшин – певчий архиерейской капеллы. Учителями ростовских мастеров, предположительно, были иконописцы из Троице-Сергиевой Лавры, где в иконописной мастерской работал киевский мастер-эмальер. В начале 1760-х гг. они приезжали в Ростов и обучили местных иконописцев эмальерному делу. Большой вклад в развитие эмальерного искусства в Ростове внесли ростовские архиереи: Арсений (Мацеевич), Афанасий (Вольховский), Арсений (Верещагин).
Первыми ростовскими эмальерами были священнослужители, певчие, служащие архиерейского дома. В конце XVIII в. в городе была создана Живописно-иконная и финифтяная управа, где формально должны были состоять все мастера данного ремесла. В управе числились шесть мастеров и три подмастерья. В конце XVIII в. славились такие мастера, как Гавриил Гвоздарев, Стефан Троицкий, Александр Мощанский, Алексей Всесвятский и другие. Их ученики положили основу широкому распространению мастерства в городе.
Развитию производства способствовало изменение социального статуса мастеров, переходя из штатных служащих и священства в мещанство и купечество, они начинали вести самостоятельную торговлю финифтяной иконой в других городах. Первыми были освоены Троице – Сергиева и Киево – Печерская лавры, затем другие крупные монастыри России.
Живопись по эмали становилась в Ростове семейным делом. Среди самых известных династий живописцев по эмали были Метелкины, которые в трех поколениях работали на Ростовский и Ярославский архиерейские дома и Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Самой знаменитой династией в XIX в. были Шапошниковы – 11 мастеров в четырех поколениях.
Перевод архиерейского дома из Ростова в Ярославль и сокращение большей части иконописцев из его штата, переориентировал мастеров на работу по заказам Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Увеличение заказов с надежным сбытом послужило укоренению эмальерного мастерства в городе. Высокому художественному уровню ростовской иконы на эмали в первой трети XVIIIв. способствовали труды архимандрита монастыря Иннокентия (Порецкого). На протяжении 150-ти лет обитель оставалась самым крупным покупателем ростовской финифти в городе.
Ростовский иконописный эмальерный промысел сформировался к середине XIXв. В это время в нем одновременно работало самое большое число мастеров, до 150-ти человек только тех, кто занимался росписью пластин. С 1848г. и в течение сорока лет в составе Ростовской Ремесленной управы существовал первый цех, объединявший эмальеров.
В основу промысла легло производство миниатюрной иконы для паломников. Продукция промысла не была однообразной, она представляла собой иконы более и менее дорогие, как тогда говорили, «лучшего» и «простого» письма. Произведения «лучшего» письма отличались совмещением живописных и иконописных характеристик в одной иконе. Это мог быть и аналойный образ, и многочастная икона из нескольких миниатюр, и небольшая иконка с изображением святого или обители. Такие иконы создавали А. Тарасов, Н. Архаров, мастер-монограммист «Д. С.», и многие другие, не оставившие нам своих подписных работ.
Однако, существовал промысел за счет реализации самых дешевых икон. Яркая, блестящая, звучная роспись хорошо смотрелась и на нательном образке и на небольшой иконке в Красном углу дома. Появилась «мелочь» – пластинки для образков величиной не более одного сантиметра, их считали не десятками и даже не сотнями, а тысячами.
В ростовской финифти была адоптирована серия приемов быстрого письма, которая сблизила ее с народным искусством. Работа кистью вытеснила пунктир. На первое место выступила линия, ее выразительность, ритм, силуэт. Композиция таких миниатюрных иконок свелась к изображению святого на условном фоне. В конце XIXв. возникло понятие «ростовская финифть», прежде это была финифтяная икона из Ростова.
Рост объемов производства финифтяной иконы вел к снижению ее стоимости. Упростилась роспись, технология подготовки пластины, дешевле стал материал оправы и способы ее изготовления. Большое распространение получила штампованная латунная оправа, производство которой, было налажено И. М. Завьяловым. В ростовской финифти появились крупные скупщики – Фуртовы, Кузнецовы, Усачевы. Они регулировали цены на финифть, распределяли заказы, подбирали образцы иконографии.
В конце XIX– начале XXвв. тиражирование иконописной продукции с помощью штамповального станка и цветной литографии привели в России к глобальному кризису во всех отечественных иконописных промыслах. Сложное состояние дел в русской иконописи привлекло внимание правительства. В 1898г. в Ростове был открыт Ремесленный класс рисования, иконописи, резьбы и позолоты по дереву, в котором обучали живописи на эмали. В 1911 г. была организована Учебно-показательная школа живописи по финифти. С 1913 по 1917 гг. художественное руководство школой осуществлял известный художник-график С.В.Чехонин. Работа Чехонина в Ростове способствовала появлению и развитию в ростовской финифти декоративных росписей и светских жанров: портрета, пейзажа, жанровой миниатюры, цветочной росписи. С 1919 г. и до ее закрытия в 1931 г. заведовал школой А.И. Звонилкин. В 1923 г. его ученики принимали участие в первой сельскохозяйственной и кустарной выставке в Москве.
Еще в 1917г. при Учебно-показательной школе было организовано производственное отделение, в котором трудились ее выпускники. После закрытия школы, работники производственной мастерской объединились в артель «Красный художник», затем до 1936 г. они состояли в составе портновской артели «Большевик». С 1936 г. финифтянная мастерская была выделена в отдельную артель «Возрождение».
В артели создавали заказные произведения, писали портреты, пластинки для лорнетов, портсигаров, ножей для бумаги, пудрениц, ларцов. Основное место в ассортименте артели занимали броши. Ведущими мастерами артели были: А.А. Назаров, Н.А. Карасев, В.Н. Горский, Н.И. Дубков, А.П. Евдокимова, Е.Н. Кайдалова. В 1937г. артель «Возрождение» принимала участие в международных выставках: в Париже, в 1939 г. – в Нью-Йорке.
Артель сотрудничала с московским Институтом художественной промышленности, который разрабатывал эскизы росписи новых изделий: пудрениц, подстаканников, брошек. В 1939 г. в Ростове была открыта профтехшкола живописи по финифти, но до начала Великой Отечественной войны она не успела осуществить ни одного выпуска.
После войны свою деятельность возобновила только артель. Она продолжала разрабатывать направления заданные в предвоенные годы. Пейзажные композиции создавал М.М Кулыбин., цветочные – В.В. Горский и Н.Н. Старчикова, портреты и архитектурные пейзажи писали Н.М. Хрыков и А.М Кокин.
В 1960 г. артель была преобразована в фабрику “Ростовская финифть”. Это было время повышенного интереса к народному искусству и древнерусской иконе. Новые направления росписи разрабатывали: А.А Лаврентьев, Г.А. Анисимов В.А. Одинцов, В.Г. Пителин, и др.мастера.
В эти годы остро стояла проблема создания цельного художественного решения для живописной и ювелирной части произведения. Важную роль в этом процессе играл творческий союз супругов Валентины Васильевны и Ивана Ивановича Солдатовых. Они – эмальер и ювелир, начали работать над созданием единого смыслового и декоративного решения своих произведений. Впоследствии эту проблему вместе с живописцами решали мастера – ювелиры, выпускники Красносельского художественного училища. Своеобразной классикой для оправы ростовской финифти стали изделия ювелира Л.Н. Матаковой.
1970-е гг. ознаменовались приходом в ростовскую финифть молодого поколения мастеров – выпускников художественных учебных заведений, многие из которых впоследствии работали в составе экспериментальной мастерской, среди них: Т.С. и Б.М Михайленко, А.Е Зайцев, А.Г. Алексеев, А.А. Хаунов, Н.В. Серова, В.П. Грудини и др. Они создали новое и, что особенно важно, «собственное» лицо ростовской финифти с богатым потенциалом развития, который не иссяк и по сей день.
Последняя треть XX в. для ростовской финифти стала расцветом цветочной темы, которую разрабатывали В.Д. Кочкин, А.А. Хаунов, Т.С. Михайленко, Н.В.Серова, Л.Д. Самонова и др. Цветочные композиции украшали ювелирные изделия: гарнитуры, серьги, кольца, кулоны, браслеты. Они стали самыми популярными изделиями ростовской финифти. Больших успехов мастера фабрики достигли и в разработке исторической миниатюры, архитектурного пейзажа, исторического, литературного и военного портрета, сказочного и лирического пейзажа.
В конце XX– начале XXIв. изменилось отношение к миниатюре на эмали, она стала более свежей, этюдной, декоративной, живописной. Основной темой творчества ростовских мастеров вновь стал иконописный образ во всех его формах. В Ростове сформировался эмальерный центр. Теперь здесь занимаются не только живописью по эмали, большое внимание отдается созданию целостного ювелирного произведения. Мастера создают произведения, где используют различные техники художественного эмальирования: по скани, литью, с подложками, витражные, горячие эмали. Мастерам подвластны все техники и технологии, в которых работали прославленные фирмы эпохи расцвета русской художественной эмали.