Техника изготовления изделий из Ростовской финифти

Эмаль – стекловидная масса, застывшая на металлической основе.  Технология живописи по эмали была разработана в 1632г. французским ювелиром из Шатоде Жаном Тутэном. Ему удалось получить огнеупорные краски из чистых окислов металлов, на основе которых мастер  разработал палитру красок, в результате чего, живопись на эмали приобрела качества миниатюрного живописного произведения.

Создание произведения в ростовской финифти включает три основных  этапа: изготовление белой пластины, ее роспись, создание оправы.

Живопись в ростовской финифти ведется по белой эмали основы. Эмаль получают в результате сплава стеклообразователей с флюсами и стабилизаторами. Основной  стелообразователь – окись кремния (кварцевый песок). Температура плавления для различных эмалей находится в пределах от 1000 до 1400 градусов С. Но процесс варки эмали заканчивается только на пластине уже при создании эмалевой миниатюры. Традиционно в Ростове эмаль не плавили, а использовали привозную, чаще всего приобретенную в Москве.

Эмаль наплавляли на пластинку из тонкого медного листа. Во избежание деформации при нагревании ей придавали выпуклую форму. На медную пластинку наносили разведенный водой (или сухой) порошок белой эмали. Оборотная сторона пластинки покрывалась защитным эмалевым слоем – контрэмалью. Пластинка просушивалась и обжигалась в муфельной печи при температуре 700-800 C. Обжиг повторялся несколько раз, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой и блестящей. Процесс изготовления белых пластинок был отделен от росписи в середине XIXв. и назывался «белоготовкой».

Рисунок на пластину наносился при помощи «проколки» или «припороха». Сначала он выполнялся на бумаге, затем прокалывался по контуру иглой и накладывался на лицевую поверхность загрунтованной пластинки. Проколотая бумага натиралась по отверстиям смешанной со скипидаром сажей, в результате чего рисунок переводился на эмалевую основу.

Краски для росписи представляли собой те же эмали, сплавленные с пигментом. Они растирались в порошок и смешивались со скипидаром или скипидарным маслом. Перед началом работы мастера делали выкраски на отдельной пластине (опытнице). Ее обжигали, чтобы определить, как поведет себя краска при нагревании. Краски наносили в определенной последовательности, в зависимости от температуры плавления. Сначала более, затем, менее тугоплавкие. Роспись начиналась с подмалевка, раскладки основных цветовых пятен. Затем следовали вторая и третья прописки с уточнением деталей, проработкой полутонов. Каждый красочный слой обжигался в муфельной печи несколько раз, аналогично обжигу эмали основы. Живопись выполнялась тончайшими кистями. Техника росписи менялась со временем и в зависимости от поставленной задачи. Использовали мелкий мазок, лессировки, пунктир (живопись точечными касаниями).

Законченность произведению придавала оправа. Последнее время, говоря об оправе миниатюры, часто употреблялось понятие – скань. Скань – техника ювелирной работы с тонкой медной проволокой. Она, сплетенная  в различные жгуты, спаянная во всевозможные узоры, в сочетании с зернью – мелкими металлическими шариками, во второй половине XXв. стала непременным атрибутом оправы ростовской финифти, но так было не всегда. Первоначально и на протяжении многих лет оправой для расписанной миниатюры служили тонкий серебряный ободок – каст, или металлическая  пластина, закрывающая оборот, края которой загибались на лицевую часть эмалевой пластины и фиксировали ее положение. Оправы пластин для церковных облачений выполняли даже из текстиля (с использованием шнура), для миниатюр,входящих в многочастную икону, – из бумаги.

Цена оправы во многом определяла стоимость всей финифтяной иконы. Только удешевление оправы, в значительной степени, могло снизить цену изделия, сделать его доступным для широкого покупателя, что было непременным условием развития промысла. В середине ХIXв. крестьянин Московской губернии И. М. Завьялов наладил в Ростове изготовление штампованных оправ. Они были либо цельными, либо с напаянными деталями. Оборотную сторону пластины от повреждений предохранял наполнитель, представляющий собой смесь канифоли с мелом, к которому приклеивалась бархатная ткань.

В произведениях современных мастеров живописная миниатюра часто входит в состав сложного ювелирного произведения, выполненного в использованием различных техник художественного эмальрования. Это эмали: выемчатые, перегородчатые,по скани, оконные (или витражные).Или же эмали: с накладками из металла, рельефные, просвечивающие (с подложками, куда входят гильошированные), по рельефу.

При выполнении выемчатых эмалина изделии делают специальные углубления – выемки, которые затем заполняют эмалью. В современной практике углубления под эмаль осуществляют техникой штампа.

Перегородчатые эмали могут быть с перегородками из листа или из проволоки. В первом случая на тонком золотом листе продавливается или подпаивается углубление по контуру рисунка. Из тонкого золотого листа (или проволоки) нарезаются узкие перегородки, которые выгибаются и припаиваются по линиям рисунка. После чего, каждую ячейку, образованную перегородками, заполняют цветной эмалью и обжигают.

При изготовлении змали по скани перегородки делают из филиграни (сученой и вальцованной проволоки), ее выкладывают по рисунку и напаивают на изделие. Затем ячейки, образованные филигранными перегородками, заполняются цветными эмалями и подвергаются обжигу.

Основой для оконной (витражной) эмали служит ажурная филигрань, просветы в которой заполняются мокрой молотой эмалевой массой. Изделие просушивают и немедленно обжигают. Эмаль сплавляется и образует как бы стекло, вправленное в просветы металлического рисунка.

При выполнении эмали с накладками из металласначала металлическое изделие сплошь покрывают глухой эмалью, которая может быть: белой, синей, голубой, зеленой и т.д. Затем из тонкой металлической фольги вырезаются различные узоры или фигуры. Они накладываются на покрытый эмалью предмет, который нагревают до вплавления металлических деталей в эмаль.

При создании рельефных эмалей изделие полностью покрывают эмалью и расписывают .

Техника просвечивающей эмали (эмаль с подложками) заключается в том, что невысокий, металлический рельеф сплошь покрывают прозрачной (или полупрозрачной) эмалью, сквозь которую просвечивает рельефный фон. Сюда так же относятся изделия с гравированными гильошированными или штампованными рисунками, на которые сплошь наводится прозрачная цветная эмаль.